В моей семье ценностью всегда был ум. Соотвественно, ценностью меня в семье так же был мой ум. И одним из критериев умности было не ошибаться.
Предполагалось, что неошибочный вариант один единственный. И его непременно надо знать заранее, до совершения действия. Чтобы не ошибиться. Или хоть догадаться. А если не знала и не догадалась - лузер и "Как же ты не подумала заранее о том, этом и еще вон том!?"
Очевидно, что я-совершившая-ошибку сильно разочаровывала родителей.
В тему, кстати, пословица "Дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих." Это разумно, конечно, учитытвать чужой опыт. Спору нет. Только в некотором смысле эта пословица подразумевает, что ошибаться - быть дураком. А умные не ошибаются.
Причем ошибки как-то вообще никогда не рассматривались у нас в семье как поиск идей, возможностей, решений, пути. На самом деле родители вообще считают, что выбрав один путь надо так переть по нему, не сворачивая, даже если понял, что не то. Из принципа. Мне это дико. Ну, просто у меня нет такого принципа.
Но совершить ошибку - не только утратить ценность в глазах родителей. Самоценность у меня строится на том же. И останавливающим фактором нередко бывает мысль "Ой, это глупо." Иногда помогает думать "Ой, сделать так-то глупо, но не сделать - еще глупее". Но вообще это не очень конструктивный вариант, потому как дурой остаюсь по-любому.
В этом плане есть сложности с поиском себя, своего пути, осознанием собственных ценностей, осознанием себя. Потому как поиски и метания - это изначально незнание. Не знаешь, поэтому и ищешь. Да еще и находишь не сразу. Показавшееся что-то твоим, может оказаться и не твоим вовсе по прошествии времени. Или сразу, как попробуешь. Только не попробовав, или хотя бы поискав материал по теме, и не узнаешь. Но довлеет мысль, что умный - уже знает. А если не знаешь, то недостаточно умен. И я вот сейчас пишу и вижу, сколь это абсурдно. И тем не менее, такая проблема существует.
Таким образом, страх ошибки - это страх потерять ценность в собственных глазах и глазах окружающих, в частности родителей.
Я вижу для себя следующие возможности преодоления этого страха:
- совершенно четко понимать зачем я делаю то, что делаю. Если я знаю, какие сбе ставила задачи, то знаю и то, достигла я их или нет. Вне зависимости от того, что увидят окружающие. В этом случае самоценность не будет подвергаться угрозе. И нападки, в частности, родителей, можно будет легко пережить. Хоть молча, хоть придумав аргументы. Вариант рассказать честно я не рассматриваю. Потому что для родителей, увы, умный только их вариант.
- даже если поставленные цли не были достигнуты, это не конец света. Я при этом не утрачиваю ценности окончательно и бесповоротно. Я могу утратить ценность для кого-то, это может быть больно, но все же я при этом остаюсь. И я могу воспринимать произошдшее лишь как опыт. И анализировать его, и учитывать в дальнейшем.
И еще надо себе почаще повторять эти два пункта.
Предполагалось, что неошибочный вариант один единственный. И его непременно надо знать заранее, до совершения действия. Чтобы не ошибиться. Или хоть догадаться. А если не знала и не догадалась - лузер и "Как же ты не подумала заранее о том, этом и еще вон том!?"
Очевидно, что я-совершившая-ошибку сильно разочаровывала родителей.
В тему, кстати, пословица "Дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих." Это разумно, конечно, учитытвать чужой опыт. Спору нет. Только в некотором смысле эта пословица подразумевает, что ошибаться - быть дураком. А умные не ошибаются.
Причем ошибки как-то вообще никогда не рассматривались у нас в семье как поиск идей, возможностей, решений, пути. На самом деле родители вообще считают, что выбрав один путь надо так переть по нему, не сворачивая, даже если понял, что не то. Из принципа. Мне это дико. Ну, просто у меня нет такого принципа.
Но совершить ошибку - не только утратить ценность в глазах родителей. Самоценность у меня строится на том же. И останавливающим фактором нередко бывает мысль "Ой, это глупо." Иногда помогает думать "Ой, сделать так-то глупо, но не сделать - еще глупее". Но вообще это не очень конструктивный вариант, потому как дурой остаюсь по-любому.
В этом плане есть сложности с поиском себя, своего пути, осознанием собственных ценностей, осознанием себя. Потому как поиски и метания - это изначально незнание. Не знаешь, поэтому и ищешь. Да еще и находишь не сразу. Показавшееся что-то твоим, может оказаться и не твоим вовсе по прошествии времени. Или сразу, как попробуешь. Только не попробовав, или хотя бы поискав материал по теме, и не узнаешь. Но довлеет мысль, что умный - уже знает. А если не знаешь, то недостаточно умен. И я вот сейчас пишу и вижу, сколь это абсурдно. И тем не менее, такая проблема существует.
Таким образом, страх ошибки - это страх потерять ценность в собственных глазах и глазах окружающих, в частности родителей.
Я вижу для себя следующие возможности преодоления этого страха:
- совершенно четко понимать зачем я делаю то, что делаю. Если я знаю, какие сбе ставила задачи, то знаю и то, достигла я их или нет. Вне зависимости от того, что увидят окружающие. В этом случае самоценность не будет подвергаться угрозе. И нападки, в частности, родителей, можно будет легко пережить. Хоть молча, хоть придумав аргументы. Вариант рассказать честно я не рассматриваю. Потому что для родителей, увы, умный только их вариант.
- даже если поставленные цли не были достигнуты, это не конец света. Я при этом не утрачиваю ценности окончательно и бесповоротно. Я могу утратить ценность для кого-то, это может быть больно, но все же я при этом остаюсь. И я могу воспринимать произошдшее лишь как опыт. И анализировать его, и учитывать в дальнейшем.
И еще надо себе почаще повторять эти два пункта.
В этом смысле выражение "утрачивают ценность в глазах родителей". Если понять, что родители не непогрешимы и не показатель
твоей ценности, тогда это не будет цеплять.
Кстати, неужели в результате подобного твои родители могут начать не ценить тебя вообще? Может все же речь о конкретном их отношении к конкретному поступку, чем некий "накопительный ценностный счет" на котором убывает.
Элли, а что конкретно даёт Тебе ценность в Твоих собственных глазах?
Если понять, что родители не непогрешимы и не показатель
твоей ценности, тогда это не будет цеплять.
Если бы это можно было сделать щелчком пальцев, я бы давно это сделала.
Кстати, неужели в результате подобного твои родители могут начать не ценить тебя вообще
Что ты подразумеваешь под подобным?
Edinor Eilian, да, собственно, тот же ум. На данный момент критерием ума я считаю умение сориентироваться в ситуации и найти наиболее подходящее решение, которое вернее ведет к целям. Собственно, поэтому так же важно понимать эти самые цели.
Совершение ошибок.
П.С. Элли, я чувствую, что пишу что-то совершенно не то, что ты бы хотела и считаешь полезным для себя.. Что бы ты хотела от моих комментариев к подобным записям? Или возможно ничего и мне не стоит их писать, покрайней мере, когда единственная цель помочь чем-то тебе?
Элли, Спасибо. Я подумаю и попробую написать что-нибудь.
Вот, я думаю, что ошибиться - это про несоответсвие возложенной роли.
Элли, вот написал: www.diary.ru/~homed/p170432974.htm . Вроде далеко от того о чем пишешь ты, но вдруг).
Я так думаю, что ошибиться для меня - не попасть в роль так, как ждут от меня окружающие.
А я это называю не ошибками, а ожиданиями, точнее "несоответствием ожиданиям".
Разница между ними в том, что ошибки это когда твое действие несоответствует каким-то представлениям о правильных действиях, которые люди (отдельный человек) применяют ко всему человечевству вцелом, а "несоответствие ожиданиям", когда речь о правильности действий для одного человека (тебя).
Или самой режиссёром своей жизни стать, а?
Edinor Eilian, да, безусловно)
Или самой режиссёром своей жизни стать, а?
угу, я когда коммент дописала, сама уже об этом подумала.
А я это называю не ошибками, а ожиданиями, точнее "несоответствием ожиданиям".
Разница между ними в том, что ошибки это когда твое действие несоответствует каким-то представлениям о правильных действиях, которые люди (отдельный человек) применяют ко всему человечевству вцелом, а "несоответствие ожиданиям", когда речь о правильности действий для одного человека (тебя).
Ну, когда мне говорили, ты вот то-то и то-то сделала не так, уже не имело принципиального значения, предъявляются эти требовани только ко мне, или к большой группе людей. Обвиняли в несоблюдении требований-то меня.