Я вот все думаю, откуда у меня такая "святая" уверенность, будто все у меня должно получаться с первого раза. И сразу хорошо. Вроде, не наказывали меня за неуспехи, помогали, если что не получалось. Но, но...
Думаю, может, это какая-то врожденная особенность? Или недопрожитое детское восприятие мира. Решила поискать что-нибудь по теме "детский перфекционизм". Нашла статью. Не врожденное это у меня.
избегают пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу;
да
акцентируются на ошибках, а не на хорошо выполненной работе;
да
ставят нереальные цели, а потом осуждают себя, когда не достигают их;
да
принимают критику в штыки, не могут посмеяться над собой;
с этим справилась, научилась и смеяться над собой, и критику воспринимать. Бывают, конечно, и в этом вопросе сложности, но, в целом, неплохо
обращают внимание на конечную цель, а не на процесс обучения;
да
впадают в уныние, если кто-нибудь оценивает их работу не на «отлично»;
да
не доводят до конца работу, если считают ее несовершенной.
довожу, но часто бывает сложно начать, потому что не смогу сделать идеально.
Все это имело место и в детстве. Про дошкольное не помню, школьное - да.
Обращайте внимание ребенка на важность изучение новой информации, а не на оценку. Если он получил «отлично», скажите: «Ты очень хорошо поработал и узнал много нового», а не «Здорово, еще одна пятерка».
Мне говорили "Молодец". И "почему?", если оценка ниже пятерки. И "что-то непонятно?" Вроде, помощь предлагали, но, может казалось, с такой скорбью в голосе, будто как тут может быть непонятно. Ну, и у меня часто четверки из-за невнимательности были. Букву пропустила, вместо плюса минус написала. Типа глупые ошибки, недостойно такие совершать. Лениться тоже было предосудительно. Никому не приходило в голову, что лень - сигнал о том, что организм не считает нужным тратить энергию на это действие. Никто не предлагал приемлемых причин. Просто надо. Ну ясно, надо, чтобы мама с папой были довольны. Отец еще спрашивал, как другие в классе написали. Было допустимо получить даже три, если остальной класс на два написал.
Попросите ребенка рассказывать о своих неудачах. Объясните, что каждую ошибку можно исправить, а также почерпнуть из нее что-то новое. Каждая неудача дает шанс сделать работу в следующий раз лучше. Но не переусердствуйте, иначе можно вырастить халтурщика.
Вот не помню, чтобы мне объясняли, что ошибки можно исправлять и из них делать выводы. Если не получалось что-то, на что, по мнению родителей можно было забить, они мне предлагали забить. Я до седьмого, наверное, класса пользовалась электроплиткой, потому что в начальной школе не смогла с первого раза зажечь газовую конфорку, выронила спичку. Примерно до тех же пор, если не дольше, я должна была идти домой сразу после школы, пока там кто-нибудь есть, иначе домой вообще неизвестно когда попаду. Мне не хватало сил открыть входную железную дверь. И никто не позаботился придумать, как мне облегчить задачу.
Давайте ребенку задания, которые помогут реализовать его таланты, отточить мастерство и повысить уверенность в себе. Не жалейте слов одобрения и подтверждения сильных сторон ребенка, его достижений и умений.
Меня хвалили, конечно. Но это была именно похвала, молодец, умница. Не указание на сильные стороны меня или того, что я делала.
Конструктивная критика и варианты решений могут помочь ребенку увидеть, что пошло не так и как выполнить эту работу в следующий раз.
Не помню я про варианты решений. Кажется, мне обычно предлагали отложить, если что-то не получалось и вернуться позже. Что пошло не так, мне приходилось искать самой. Или, если речь шла об учебе, а я никак не могла найти ошибку, делали за меня. Да, мне потом объясняли, как оно получилось. И, вроде, даже было понятно, но как бы речь не о том.
Как-то писали сочинение во втором или третьем классе "как я провел лето". Я решила описать воспоминания из поездки на теплоходе, что была в четыре года. Летом же было. Писала, конечно, наивно и по-детски. Написала, что в зоопарке прозвали газель хрум-хрумкой. А мама сказала, что так не пойдет и все заставила переписать, под ее руководством. Текст стал красивым, но меня там уже не было.
Или как-то я не успела на ИЗО нарисовать наличник, тоже в начальной школе. Потому что наметила карандашом красивые завитушки, раскрасила сперва их, а потом пыталась закрасить фон. Конечно, это было долго. Мне разрешили дорисовать дома и принести на следующий день. Мама показала, что можно сначала закрасить фон, подождать пока высохнет, а потом кисточкой сделать V в качестве узора. Это было красиво, до сих пор помню оранжевый фон и ярко-зеленые веточки. Только вот сейчас думаю, а почему нельзя было мне показать этот способ с фоном и предложить сверху своих завитух нафигачить? Каких и хотела сначала. Да, они были убогие против этих аккуратных веточек, зато мои.
Избегайте сравнение ребенка с его сверстниками. Это заставляет ребенка нервничать и усугубляет ситуацию.
Меня сравнивали. Правда, в мою пользу. Но глобальный трындец от этого меньше не стал.
Избавьте ребенка от недостижимых идеалов. Расскажите, что у каждого человека есть сильные и слабые стороны.
Про то, что важно понимать сильные и слабые стороны себя я узнала только уже будучи взрослой.
Поощряйте общение со сверстниками. Так он станет более терпимым по отношению к окружающим, заведет новых друзей и поймет, что не обязательно всегда быть лучше всех.
Не то, чтобы родители как-то не поощряли, но и не помогали в этом. Когда я обращалась к матери с какими-то проблемами в общении, она говорила или "не обращай внимания", или "они сами дураки". А когда печально говорила, что у меня нет друзей, мать отвечала "и у меня нет". Злым таким тоном. Ей, может, неприятно было об этом говорить, а я воспринимала как "какие тебе друзья вообще, это нормально, когда нет друзей, у меня же нет".
Прочитайте замечательные терапевтические истории из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» В сказках рассказывается о девочке, которая все делала идеально и хотела стать еще лучше.
Попробую почитать, начало мельком глянула, вроде интересно. Мне теперь нужно как-то себе додать то, что не додали родители. Жутко мешает этот "комплекс отличницы". Он не перманентно проявляется, не во всем, иногда усиливается.Но хорошо бы от него вовсе избавиться. Или хоть так приглушить, чтобы жизнь не отравлял.
Еще можно дальше писать истории мальчика Элиота. Что поразительно, он, кажется, этим синдромом не обременен. Или почти нет.
Он не боялся неудач, был готов иметь с ними дело. Впрочем, он и не держался особо ни за что, если что, можно и свалить. Не в этой деревне, так в другой, не этот герцог, так другой. Но сбежать все же вариант на крайний случай, если это уже вопрос жизни и смерти будет.
Думаю, может, это какая-то врожденная особенность? Или недопрожитое детское восприятие мира. Решила поискать что-нибудь по теме "детский перфекционизм". Нашла статью. Не врожденное это у меня.
избегают пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу;
да
акцентируются на ошибках, а не на хорошо выполненной работе;
да
ставят нереальные цели, а потом осуждают себя, когда не достигают их;
да
принимают критику в штыки, не могут посмеяться над собой;
с этим справилась, научилась и смеяться над собой, и критику воспринимать. Бывают, конечно, и в этом вопросе сложности, но, в целом, неплохо
обращают внимание на конечную цель, а не на процесс обучения;
да
впадают в уныние, если кто-нибудь оценивает их работу не на «отлично»;
да
не доводят до конца работу, если считают ее несовершенной.
довожу, но часто бывает сложно начать, потому что не смогу сделать идеально.
Все это имело место и в детстве. Про дошкольное не помню, школьное - да.
Обращайте внимание ребенка на важность изучение новой информации, а не на оценку. Если он получил «отлично», скажите: «Ты очень хорошо поработал и узнал много нового», а не «Здорово, еще одна пятерка».
Мне говорили "Молодец". И "почему?", если оценка ниже пятерки. И "что-то непонятно?" Вроде, помощь предлагали, но, может казалось, с такой скорбью в голосе, будто как тут может быть непонятно. Ну, и у меня часто четверки из-за невнимательности были. Букву пропустила, вместо плюса минус написала. Типа глупые ошибки, недостойно такие совершать. Лениться тоже было предосудительно. Никому не приходило в голову, что лень - сигнал о том, что организм не считает нужным тратить энергию на это действие. Никто не предлагал приемлемых причин. Просто надо. Ну ясно, надо, чтобы мама с папой были довольны. Отец еще спрашивал, как другие в классе написали. Было допустимо получить даже три, если остальной класс на два написал.
Попросите ребенка рассказывать о своих неудачах. Объясните, что каждую ошибку можно исправить, а также почерпнуть из нее что-то новое. Каждая неудача дает шанс сделать работу в следующий раз лучше. Но не переусердствуйте, иначе можно вырастить халтурщика.
Вот не помню, чтобы мне объясняли, что ошибки можно исправлять и из них делать выводы. Если не получалось что-то, на что, по мнению родителей можно было забить, они мне предлагали забить. Я до седьмого, наверное, класса пользовалась электроплиткой, потому что в начальной школе не смогла с первого раза зажечь газовую конфорку, выронила спичку. Примерно до тех же пор, если не дольше, я должна была идти домой сразу после школы, пока там кто-нибудь есть, иначе домой вообще неизвестно когда попаду. Мне не хватало сил открыть входную железную дверь. И никто не позаботился придумать, как мне облегчить задачу.
Давайте ребенку задания, которые помогут реализовать его таланты, отточить мастерство и повысить уверенность в себе. Не жалейте слов одобрения и подтверждения сильных сторон ребенка, его достижений и умений.
Меня хвалили, конечно. Но это была именно похвала, молодец, умница. Не указание на сильные стороны меня или того, что я делала.
Конструктивная критика и варианты решений могут помочь ребенку увидеть, что пошло не так и как выполнить эту работу в следующий раз.
Не помню я про варианты решений. Кажется, мне обычно предлагали отложить, если что-то не получалось и вернуться позже. Что пошло не так, мне приходилось искать самой. Или, если речь шла об учебе, а я никак не могла найти ошибку, делали за меня. Да, мне потом объясняли, как оно получилось. И, вроде, даже было понятно, но как бы речь не о том.
Как-то писали сочинение во втором или третьем классе "как я провел лето". Я решила описать воспоминания из поездки на теплоходе, что была в четыре года. Летом же было. Писала, конечно, наивно и по-детски. Написала, что в зоопарке прозвали газель хрум-хрумкой. А мама сказала, что так не пойдет и все заставила переписать, под ее руководством. Текст стал красивым, но меня там уже не было.
Или как-то я не успела на ИЗО нарисовать наличник, тоже в начальной школе. Потому что наметила карандашом красивые завитушки, раскрасила сперва их, а потом пыталась закрасить фон. Конечно, это было долго. Мне разрешили дорисовать дома и принести на следующий день. Мама показала, что можно сначала закрасить фон, подождать пока высохнет, а потом кисточкой сделать V в качестве узора. Это было красиво, до сих пор помню оранжевый фон и ярко-зеленые веточки. Только вот сейчас думаю, а почему нельзя было мне показать этот способ с фоном и предложить сверху своих завитух нафигачить? Каких и хотела сначала. Да, они были убогие против этих аккуратных веточек, зато мои.
Избегайте сравнение ребенка с его сверстниками. Это заставляет ребенка нервничать и усугубляет ситуацию.
Меня сравнивали. Правда, в мою пользу. Но глобальный трындец от этого меньше не стал.
Избавьте ребенка от недостижимых идеалов. Расскажите, что у каждого человека есть сильные и слабые стороны.
Про то, что важно понимать сильные и слабые стороны себя я узнала только уже будучи взрослой.
Поощряйте общение со сверстниками. Так он станет более терпимым по отношению к окружающим, заведет новых друзей и поймет, что не обязательно всегда быть лучше всех.
Не то, чтобы родители как-то не поощряли, но и не помогали в этом. Когда я обращалась к матери с какими-то проблемами в общении, она говорила или "не обращай внимания", или "они сами дураки". А когда печально говорила, что у меня нет друзей, мать отвечала "и у меня нет". Злым таким тоном. Ей, может, неприятно было об этом говорить, а я воспринимала как "какие тебе друзья вообще, это нормально, когда нет друзей, у меня же нет".
Прочитайте замечательные терапевтические истории из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» В сказках рассказывается о девочке, которая все делала идеально и хотела стать еще лучше.
Попробую почитать, начало мельком глянула, вроде интересно. Мне теперь нужно как-то себе додать то, что не додали родители. Жутко мешает этот "комплекс отличницы". Он не перманентно проявляется, не во всем, иногда усиливается.Но хорошо бы от него вовсе избавиться. Или хоть так приглушить, чтобы жизнь не отравлял.
Еще можно дальше писать истории мальчика Элиота. Что поразительно, он, кажется, этим синдромом не обременен. Или почти нет.
Он не боялся неудач, был готов иметь с ними дело. Впрочем, он и не держался особо ни за что, если что, можно и свалить. Не в этой деревне, так в другой, не этот герцог, так другой. Но сбежать все же вариант на крайний случай, если это уже вопрос жизни и смерти будет.
А про Элиота да, он не боялся неудач и был готов рисковать и действовать.